Как таковая, классика появилась еще в Древней Греции, но с современным классическим стилем вы едва ли найдете сходства. Стиль в греческом интерьере не был избирательным, он был одинаков для всех. Максимум света, наличие колонн, высокие потолки, мозаики и фрески, напольные вазы и мини-бассейны в центре комнат – некоторе атрибуты греческого стиля можно увидеть в домах и сегодня.
Изначально классика в Греции придерживалась простоты, была лишена всякой вычурности, однако со временем стиль кардинально изменился, став пышным и дорогим. Уже при Александре Македонском греческий классицизм вступил в схватку с восточным стилем. И проиграл. И затем уже в простоту белизны стали добавляться ажурные золотистые, серебряные и бронзовые нити, узоры наподобие растений, самые дорогие материалы.
Во времена Средневековья классицизм был не просто забыт, а даже запрещен, так как церковь признала его как «атрибут язычества». Были навязаны строгие каноны в дизайне интерьера, отходить от которых не было возможности. А вот с XIV века началась Средневековая оттепель – Возрождение – когда классицизм снова входит в моду. Но не чисто греческий вариант, а его азиатский вариант. Однако в период Возрождения пышность архитектуры была доведена буквально до абсурда, что и послужило причиной новых изменений в стиле, которые происходили в следующем периоде – Ренессансе.
Для Ренессанса характерна строгость во всем: архитектуре, музыке, литературе. Классический интерьер стал более функциональным: непрактичные вещи постепенно исключались, предметы стали приобретать более четкие углы и формы. Все чаще в интерьере использовались ткани. Именно этот вариант классицизма был модифицирован для имперского стиля Наполеона, а позже – Сталина. Девиз имперского стиля может звучать как «вещей по минимуму, но все – непременно дорогие и монументальные».
В Англии классицизм пошел по другому пути. Для англичан характерен холодный и педантичный стиль, оформление интерьера не составляет исключение. Из Англии пошла практика использования в интерьере ситца, клетчатых тканей, и как непременного атрибута – камина. В России классицизм оформился достаточно поздно, лишь в XVIII веке. Причем сначала дизайн интерьеров подчистую копировался с французского варианта, затем с английского. Однако благодаря обширнейшим природным ресурсам страны, русский классицизм в итоге получился самым роскошным.
Если вы хотите создать классический стиль дома, то в первую очередь следуйте правилу о соответствии материалов. Мебель в классическом стиле должна быть выполнена из наиболее ценных пород дерева: ореха, березы, вишни. Полы должны быть выложены дорогим паркетом или же ламинатом, который сделан под светлые породы дерева.
И светильники должны соответствовать по своему оформлению и дизайну всему интерьеру. Металлические части должны быть сделаны из бронзы, меди или же, по крайней мере, из стилизованных под эти металлы материалов. Плафоны имеют форму чаш, лепестков, цветов и выполнены, как правило, из керамики, фарфора, иногда ткани. В классическом стиле шикарная хрустальная люстра со множеством «висюлек» не будет смотреться пафосно и претенциозно. Если вы хотите сымитировать старину, то можете использовать люстру или светильник, выполненные в виде подсвечника со свечами. Но в цветовой гамме интерьера акцент должен быть сделан на персиковый, кремовый и желтый цвета.
В классицизме, как и во всех других стиля, кроме модерна, все должно быть четко определено. Расположение всех предметов, включая колонны, мебель и светильники, нужно продумать заранее. Однако у классицизма есть одно преимущество6 он не требует абсолютного света. Есть места, которые, согласно канонам классического стиля, необходимо выделять: пианино в гостиной, диван и кресла в зале, обеденный стол и стулья в столовой и другие. И, напротив, есть такие места, где полумрак предпочтительней: кровать в спальне, телевизор в гостиной, углы в разных комнатах. Освещение в классицизме направлено на визуальное увеличение пространства. Таким образом, в первую очередь освещается центр комнаты и наиболее важные места, а остальное пространство может быть погружено в полумрак.
Но и здесь не без исключений. Если речь идет о детской, которая оформлена в классическом стиле, то свет должен быть везде и всегда, когда в комнате находится ребенок. Так как полумрак в этом случае мог бы быть просто опасен, так как ребенок мог бы не заметить, где заканчивается ковер, и начинается шкаф. К тому же, малыши очень часто боятся темноты во всех ее проявлениях. Таким образом, в детской приветствуется, к примеру, ночник, оформленный в классическом стиле. Причем классика подразумевает не только да и не столько ослепительно белый цвет, а нежно-зеленый, персиковый, снежный оттенок, яблочный в предметах интерьера.